«Что посеешь, то и
пожнешь» - эту пословицу знают не только дети, но и взрослые, и смысл её
известен всем – получение ожидаемого результата. Какой результат можно
получить в семье, где основой уклада жизни является домашнее насилие?
Ответ на этот вопрос очевиден…
Семья – это первая школа жизни ребёнка. Именно основные уроки
социализации дети получают в семье. Взаимоотношения между взрослыми
членами семейного круга становятся для них наглядным примером, из
которого они выделяют основной сценарий и базовые принципы создания
своей семьи. Дети,
находящиеся в семье, где нормой жизни является домашнее насилие,
становятся непосредственными участниками данного конкретного сценария,
они самым непосредственным образом вовлечены в развитие насильственных
отношений. Ребёнку ничего не остаётся делать, как создавать свою
собственную стратегию сопротивления и адаптации, которые ложатся в
основу их практики выживания. На сегодняшний день можно выделить три основные типа вовлечённости детей и подростков в ситуацию домашнего насилия.
Первый тип – непосредственная вовлечённость в качестве объекта
агрессивных действий. Данный тип включает в себя физическое, сексуальное
и (или) психологическое насилие по отношению к ребенку с целью
установления над ним своей власти.
Второй тип, который во многом смыкается с первым, - это
непосредственная вовлечённость в качестве объекта манипуляций. Этот тип
обычно проявляется в такой форме, как использование детей обидчиком для
установления контроля над взрослой жертвой, как правило, основная цель
насильственных действий не ребёнок, а его мать. Третий тип – это опосредованная вовлечённость. В данной ситуации ребёнок является наблюдателем акта насилия.
Каждый из типов вовлечённости несовершеннолетнего может присутствовать в
отдельной ситуации как самостоятельно, так и в совокупности. Негативными последствиями домашнего насилия для детей и подростков являются: • страх взрослых, постоянное напряжение и ожидание удара, оскорбления;
• общее снижения фона - настроение, которое у детей младшего возраста
проявляется печальным выражениям лица, безразличием к окружающему, у
более старших детей наступает депрессия; • расстройства сна, нарушения аппетита; • неусидчивость, неспособность сосредотачиваться на чем–либо интересном; • агрессивность, жестокость по отношению к другим детям или животным; • чрезмерная уступчивость, угодливость, заискивание; • школьная дезадаптация: плохая успеваемость, трудности в усвоении школьной программы; • лживость, склонность к воровству, другим антиобщественным поступкам; • раннее приобщение к курению, употреблению алкоголя, наркотиков; • формирование вредных привычек: откусывание ногтей, раскачивание и т.п.
Согласно исследованиям, примерно каждый третий ребёнок избивается
отцом, когда он пытается остановить избиение матери. При этом девочки
гораздо чаще, чем мальчики, становятся жертвами агрессивного поведения
отца. Из ста случаев жестокого обращения с детьми примерно 1-2
заканчиваются смертью жертвы насилия. Как правило, мальчики, находящиеся
в ситуации насилия со стороны отца, сами вспыльчивы, склонны к
жестокости по отношению к более слабым или младшим по возрасту детям.
Девочки – проявляют пассивность и нерешительность, у них отсутствуют
необходимые навыки самозащиты и чувство уверенности в своих силах.
Независимо от возраста ребенка жестокий родитель разрушает ожидания
любви, доверия и привязанности, которые столь существенны для развития
здоровой личности и социального развития. Но самое страшное то, что
семейные отношения, складывающиеся между родителями, в атмосфере насилия
станут стандартом поведения для подростков. Велика вероятность того,
что, став взрослыми, создав свою семьи, подростки продублируют именно ту
модель поведения, которую они получали от наблюдения за отношениями
родителей. Американская
писательница Эллис Миллер писала «Люди, целостность которых не была
повреждена вследствие жестокого обращения в детстве, с которыми их
родители обращались достойно, уважали их и защищали, будут как в юности,
так и во взрослой жизни интеллигентными, ответственными, способными к
эмпатии и глубоко чувствующими. Они смогут наслаждаться жизнью и не
будут испытывать потребности убивать или даже наносить вред другим и
себе. Они смогут использовать свою силу для того, чтоб защищать себя, а
не нападать на других. Они будут относиться с уважением и испытывать
только желание защищать к тем, кто слабее их, включая своих собственных
детей, поскольку именно такой опыт они вынесут из своего детства, и
поскольку именно это знание (а не жестокий опыт) будет жить внутри них с
самого начала жизни… Не приученные бояться с самого детства, они будут
способны отстаивать себя и относиться к попыткам запугать себя более
разумно и творчески». Поэтому
быть родителями - это одна из самых трудных работ в жизни. Оглядываясь
назад, многие из нас хотели бы изменить те отношения с детьми, которые
остались в прошлом. И очень важно сегодня строить взаимоотношения в
семейном кругу на принципах взаимоуважения и любви, обращаться с детьми
как с равноправными членами семьи, а в будущем и общества. И.В.
Гаврилова, главный специалист отдела защиты прав детей управления
опеки, попечительства и дополнительного образования детей департамента
образования Администрации Пуровского района.