ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
НА 2011-2012 учебный год.
НА 2011-2012 учебный год.
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
1. Полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом – муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Уренгойский Дом детского творчества»
2. Юридический адрес: 629860 ЯНАО Пуровский р-н, пгт Уренгой ул.Попенченко д.1, корп.1.
3. Фактический адрес: 629860 ЯНАО Пуровский р-н, пгт Уренгой ул.Попенченко д.1, корп.1.
Телефоны: 8(34934)92160, 8(34934)91985, Факс: 8(34934)91985
Адрес электронной почты: urengoi_ddt@mail.ru
4. Учредитель 629850 ЯНАО Пуровский районг. Тарко-Сале, ул. Республики, 25 УФК по ЯНАО (Департамент образования Администрации Пуровского района) (название организации и/или Ф.И.О. физического лица, адрес, телефон, банковские реквизиты)
5. Действующая лицензия на образовательную деятельность - серия А №253766 от 31 марта 2009 года
Образовательная программа является основным нормативным документом МОУ ДОД «Уренгойский Дом детского творчества» и составляется учре-ждением самостоятельно. Образовательная программа составляется исходя из видов и направлений деятельности всех работающих студий и детских объединений. Учебная нагрузка и режим занятий обучающихся определяются Уставом МОУ ДОД УДДТ и соответствуют санитарно – эпидемиологиче-ским правилам и нормативам СанПиН 2. 4. 4. 1251-03 к учреждениям дополнительного образования детей.
Образовательная программа нацелена на решение задач, стоящих перед МОУ ДОД УДДТ на текущий учебный год. В учреждении для этого имеется материальная база и квалифицированные кадры. УДДТ выполняет социальный заказ родителей и учащихся по удовлетворению дополнительных образовательных потребностей воспитанников.
Образовательная программа и учебный план разработан с учетом материально-технической базы , квалификации педагогических кадров, социаль-ного заказа учащихся и родителей, наличия дополнительных образовательных программ, а также исходя из цели и основных задач ОУ.
Цели и задачи программы.
Цель – выявление и развитие способностей каждого воспитанника, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, способной адаптироваться к условиям современной жизни. Она реализуется на основе введения в учебно-воспитательный процесс диагностики усвоения ЗУН и уровня воспитанности детей, а также создания условий для максимального раскрытия творческого потенциала педагога дополнительного образования детей.
Исходя из цели, определяются следующие задачи:
1. Формирование физически здоровой личности:
- предупреждение перегрузки воспитанников в ходе образовательно-воспитательного процесса;
- оптимальная организация учебного дня и недели с учетом санитарно-гигиенических норм и возрастных особенностей детей, направленная на со-хранение здоровья воспитанников посредством физического развития, пропаганды здорового образа жизни, совершенствования форм организации активного творческого досуга детей;
- создание условий для сотрудничества педагогов и родителей, направленных на поддержку и развитие психического, физического, нравственного здоровья детей.
2. Развитие творческих способностей воспитанников:
- выявление уровня развития творческих способностей детей с целью совершенствования образовательных программ по предметам;
- создание творческой атмосферы в учреждении путем организации объединений по интересам, проведения досуговых мероприятий;
- формирование личности с разносторонним интеллектом, навыками исследовательского труда, высоким уровнем культуры, готовой к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ;
- привлечение воспитанников к творческим конкурсам, фестивалям, концертным выступлениям.
3. Формирование творчески работающего коллектива педагогов:
- обеспечение оптимальной нагрузки педагогов дополнительного образования детей;
- совершенствование работы методических объединений, организация освоения современных образовательных технологий и диагностики качества обучения и воспитания детей;
- проведение и участие в семинарах по обмену опытом;
- стимулирование творческих поисков педагогов.
4. Организация образовательно-воспитательного процесса:
- совершенствование учебного плана, образовательных и досуговых программ;
- развитие взаимодействия образовательных дисциплин на основе межпредметных связей, дифференцированного и индивидуального обучения;
- обеспечение оптимальных условий для развития индивидуальных способностей каждого ребенка посредством реализации гуманно-личностной педагогики;
- внедрение в образовательный процесс новых образовательных, информационных и коммуникационных технологий;
- развитие психолого-педагогической поддержки воспитанников, родителей, педагогов;
- формирование у воспитанников устойчивой мотивации к учению и самообразованию, выявление и развитие индивидуальных способностей детей.
5. Воспитательная работа:
- создание системы воспитательной работы с целью формирования сплоченного коллектива;
- совершенствование системы работы педагогов;
- усиление воспитательного потенциала занятий;
- формирование личности в содружестве с семьей и обществом;
- создание атмосферы сотрудничества педагогов, воспитанников и родителей.
6. Совершенствование системы управления учреждения:
- создание банка информации, на основе которого можно точно анализировать и корректировать образовательную ситуацию;
- оптимальное распределение функциональных обязанностей администрации.
- Реализация поставленных целей и задач программы осуществляется через организацию образовательно-воспитательной деятельности всех творческих объединений ДДТ.
Кадровые условия:
Занятия проводят педагоги дополнительного образования детей 2 и 1 квалификационной категорией, с учебной нагрузкой 18 часов и 9 часов в неде-лю.
В штате есть зам. директора по учебно-воспитательной работе, методист, педагог-организатор, концертмейстер, костюмер.
Все плановые и внеплановые мероприятия проводятся под руководством объединенного педагогического, ученического и родительского Совета.
Сведения о педагогических кадрах по состоянию на 01.10.2011 года.
Организация образовательного процесса:
Число творческих, спортивных объединений, секций, кружков, студий и мастерских соответствует интересам воспитанников и возможностям малого социума п. Уренгой. Вся деятельность объединений дополнительного образования связана единой целью и едиными задачами.
Учреждение работает в режиме с 9.00 до 20.00 в две смены. Создано мобильное расписание занятий в соответствии с запросами социума, отвечающее санитарно-гигиеническим нормам и учитывающее индивидуализацию образования. Структурирование учебной нагрузки воспитанников приведено в соот-ветствие с нормами СанПина и учетом возрастных особенностей детей.
Численный состав учебной группы определяется количеством посадочных мест в учебной аудитории, правилами и нормами Сан ПиН 2.4.4. 1251-03, предъявляемыми к учреждениям дополнительного образования детей, профилем объединения и спецификой деятельности учебных групп.Недельная на-грузка воспитанников в творческих коллективах, имеющих сводную репетиционную работу, складывается из нагрузки, вырабатываемой в рамках группо-вой деятельности и нагрузки в общей репетиционной работе. Участие обучающихся в сводной репетиционной работе определяется педагогами персо-нально, исходя из индивидуальных способностей воспитанников, занятости в репертуарном плане и концертной деятельности. Общие объемы сводной репетиционной работы определены образовательными программами на основе репертуарных планов и практической концертной деятельности творческих коллективов.
Использование регионального компонента в образовательной деятельности:
1. В программе студии «Росток» изучение природы ЯНАО.
2. В программе объединения «Золушка» вышивка бисером, изделия из меха и предметы быта народов ханты.
3. В программе театра моды «Грация» изучение костюмов северных народов.
4. В программе хореографической студии – танцы народов севера.
5. В программе изо-студии изучение элементов орнаментов северных народов.
Число творческих, спортивных объединений, секций, кружков, студий и мастерских соответствует интересам воспитанников и возможностям малого социума п. Уренгой. Вся деятельность объединений дополнительного образования связана единой целью и едиными задачами.
Учреждение работает в режиме с 9.00 до 20.00 в две смены. Создано мобильное расписание занятий в соответствии с запросами социума, отвечающее санитарно-гигиеническим нормам и учитывающее индивидуализацию образования. Структурирование учебной нагрузки воспитанников приведено в соот-ветствие с нормами СанПина и учетом возрастных особенностей детей.
Численный состав учебной группы определяется количеством посадочных мест в учебной аудитории, правилами и нормами Сан ПиН 2.4.4. 1251-03, предъявляемыми к учреждениям дополнительного образования детей, профилем объединения и спецификой деятельности учебных групп.Недельная на-грузка воспитанников в творческих коллективах, имеющих сводную репетиционную работу, складывается из нагрузки, вырабатываемой в рамках группо-вой деятельности и нагрузки в общей репетиционной работе. Участие обучающихся в сводной репетиционной работе определяется педагогами персо-нально, исходя из индивидуальных способностей воспитанников, занятости в репертуарном плане и концертной деятельности. Общие объемы сводной репетиционной работы определены образовательными программами на основе репертуарных планов и практической концертной деятельности творческих коллективов.
Использование регионального компонента в образовательной деятельности:
1. В программе студии «Росток» изучение природы ЯНАО.
2. В программе объединения «Золушка» вышивка бисером, изделия из меха и предметы быта народов ханты.
3. В программе театра моды «Грация» изучение костюмов северных народов.
4. В программе хореографической студии – танцы народов севера.
5. В программе изо-студии изучение элементов орнаментов северных народов.
Уровни реализации дополнительных образовательных программ в рамках ФГОС.
На практике наша образовательная программа в рамках ФГОС представляет несколько уровней освоения программ:
- 1-й уровень «Общекультурный»
- предполагает развитие познавательных интересов детей, расширение кругозора, уровня информированности в определенной образовательной области, обогащение опыта общения, совместной образовательной деятельности.
- 2-й уровень «Углубленный»
- предполагает формирование теоретических знаний и практических навыков, раскрытие творческих способностей личности в избранной области дея-тельности.
- 3-й уровень «Предпрофильный»
- предусматривает достижение повышенного уровня образованности в избранной области, готовность к освоению программ специального (среднего, высшего) образования.
Использование современных образовательных технологий в образовательном процессе.
Использование в учебном процессе компьютерных программ по дизайну, ДПИ, пошиву одежды, графике, шахматам. Использование мультимедийного проектора, интерактивной доски. Проектная деятельность воспитанников ( индивидуальные и коллективные проекты). Публичная защита проектов.
Введение в программы дополнительного образования детей блоков предпрофильной подготовки по дизайну, кройки и шитью, слесарному и столярному делу, журналистике.
МОУ ДОД УДДТ работает над привитием навыков ЗОЖ учащимся, социальной адаптацией учащихся, воспитанием духовности, внедрением эле-ментов профильного обучения и информационных технологий в образовательный процесс, на принципах интеграции общего и дополнительного образо-вания, сетевого обеспечения учебно-воспитательного процесса по 5 направленностям в 17 творческих объединениях ( 58 учебных групп)
Учебный план определяет содержание образовательной программы, дает возможность определить направление в образовательной подготовке учащихся. Учебный план дает возможность сохранить преемственность между годами обучения, сохранить единое образовательное пространство.
Программы художественно-эстетической направленности проектируются для детей всех возрастных категорий: дошкольников, учащихся младшего, среднего и старшего школьного возраста. Программы ориентированы на развитие общей и эстетической культуры, художественных способно-стей и склонностей в избранных видах искусства. Все программы носят ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации.
Программы театрального творчества обеспечивают образовательный процесс в театральных студиях «Буратино» и «Театральный фургон» на базе УДДТ и ДОУ «Сказка». Программы органично соединяют в себе познавательную деятельность детей по овладению теорией, историей театра, навыками театрального исполнения с непосредственной творческой деятельностью, организуемой в репетиционном процессе, театральном показе.
Программы хореографического творчества обеспечивают образовательный процесс в хореографических студиях «Элегия» (на базе УДДТ) и «Ве-селинки» (на базе ДОУ «Солнышко»). В программах предусмотрены специальные развивающие занятия, необходимые для чувства ритма, творческого воображения. Они носят комплексный характер, включая в себя дисциплины, направленные на развитие пластической, музыкальной, сценической выра-зительности. Программы предусматривают овладение основами классической хореографии, народного танца, включают индивидуальную и коллективную работу с учащимися, реализуемую через постановочную, репетиционную деятельность, выступления.
Программы по изобразительному и декоративно-прикладному творчеству обеспечивают образовательный процесс в следующих студиях «Кол-лаж», «Золушка», «Золотые ручки». По сравнению с программами школьного образования по изобразительному искусству наши программы обеспечивают выбор направления художественно-изобразительной и художественно-прикладной деятельности детей, предоставляя возможность в более широком объ-еме освоить работу с самыми разнообразными художественными материалами и техниками.
Физкультурно-спортивная направленность представлена программами цирковой студии «Юные акробаты», а также программами «Мир шах-мат», «В стране шахматных чудес». Они разработаны с учетом опыта работы с юными спортсменами, тенденцией развития видов спорта, практических рекомендаций по возрастной физиологии, по теории и методике физической культуры, педагогике, психологии, гигиене.
По¬треб¬ность в за¬ня¬ти¬ях цир¬ко¬вым ис¬кус¬ст¬вом в ус¬ло¬ви¬ях уч¬ре¬ж¬де¬ния до¬пол¬ни¬тель¬но¬го об¬ра¬зо¬ва¬ния, вы¬зва¬на тем, что у де¬тей воз¬ни¬ка¬ет же¬ла¬ние из¬ба¬вит¬ся от мы¬шеч¬ных за¬жи¬мов, раз¬вить ко¬ор¬ди¬на¬цию дви¬же¬ний и пла¬сти¬ку те¬ла. Не¬уме¬ние дви¬гать¬ся вы¬зы¬ва¬ет у ре¬бён¬ка мно¬же¬ст¬во ком¬плек¬сов. Дан-ная про¬грам¬ма по¬мо¬жет вос¬пи¬тан¬ни¬кам из¬ба¬вит¬ся от ком¬плек¬сов, че¬рез гар¬мо¬нич¬ное ду¬хов¬ное, нрав¬ст¬вен¬ное и фи¬зи¬че¬ское раз¬ви¬тие.
Известно, что дополнительные занятия по шахматам положительно влияют на развитие таких психических процессов, как восприятие, воображение, память, мышление, внимание. В процессе обучения формируются такие ценные волевые качества, как целеустремленность, настойчивость, выдержка, усидчивость. Многие исследователи отмечают, что у детей, занимающихся шахматами, отмечается улучшение успеваемости по всем без исключения учебным предметам. Шахматы «дисциплинируют» ум ребенка.
Программы спортивной направленности предусматривают различные цели и задачи от общего оздоровления детей до получения спортивных ре-зультатов. В программном материале предусмотрены разделы: общей и специальной физической подготовки, психологической подготовки юных спорт-сменов, средства и формы обучения.
Научно-техническая направленность
В связи с повышением интереса молодежи к техническому творчеству и моделированию в образовательных учреждениях стали появляться секции, объединения и кружки, занимающиеся данным видом творчества. Опыт работы этих творческих объединений выявил необходимость создания образова-тельной программы по данной тематике, целью которой являлся бы переход от простого обучения «собиранию» моделей к комплексному воспитанию мо-лодежи.
Комплексность включает в себя элементы технической культуры, патриотического и гражданского воспитания молодежи.
Программа «Зодчий» создана на основе более чем пятилетнего опыта работы с детьми в области технического творчества и является оригинальной раз-работкой автора.
В современных условиях задача обучения техническому творчеству детей и подростков стоит особенно остро. Развить интерес к конструкторско-технологической деятельности в настоящее время возможно только путем вовлечения обучающихся в практическую работу, связанную с данной темати-кой. Не менее актуальной является проблема воспитания у детей и подростков активной жизненной позиции, чувства собственного достоинства, что сего-дня невозможно без активного и грамотного отношения к проблемным ситуациям, в частности, без умений и навыков технического и технологического изо-бретательства.
Развитие современной системы образования тесно связано с активным внедрением достижений информационных технологий в процесс обучения.
В настоящее время значительную роль в учреждениях дополнительного образования детей играет использование средств информационных тех-нологий, которые позволяют найти положительные решения в профессионально-мотивационной сфере учебного процесса.
Интерактивные технологии в учебном плане МОУ ДОД УДДТ представлены программами «Компьютерный дизайн», «3Dмоделирование»
«Флеш-анимация».
В условиях динамичного развития средств информационных технологий стоит задача привить навыки пользования такими средствами информа-ционных технологий, как технология обработки текстовых документов, графических, табличных и приемам работы с базами данных. И хотя информацион-ные технологии быстро изменяются: одни устаревают, не отвечают новым требованиям действительности, другие усовершенствуются, появляются абсо-лютно новые технологии, но важно привить учащимся культуру их использования в решении практических задач, общие принципы работы.
Эколого-биологическая направленность
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей. Целью программы «Экология и человек» является формирование у детей эмоционально- нравственной мотивации к сохра-нению своего здоровья и здоровья, окружающих на основе практической деятельности и комплекса знаний о взаимодействии человека и природной среды. При реализации программы используется здоровьесберегающие педагогические технологии, которые способствуют социальной и психологической адап-тации учащихся.
Цель экологического образования дошкольников по программе «Юный эколог» является становление у детей научно-познавательного, эмо-ционально-нравственного, практически-деятельностного отношения к окружающей среде и к своему здоровью. Очень важно учитывать при организации работы по экологическому образованию в детском саду региональный компонент (ближайшее природное окружение и экологическую ситуацию в регионе). При построении данной системы работы по экологическому образованию дошкольников учитывались следующие принципы:
- краеведение;
- научности и доступности понятия;
- диагностичности;
- природособразности.
Спортивно-техническая направленность представлена программой «Вираж», цель которой – популяризация занятий спортивно-техническим творчеством и техническими видами спорта, получение знаний о видах авто-мото-техники, их технического состояния и обслуживания, пропаганда здоро-вого образа жизни среди старшеклассников. Определение ценностных ориентаций личности и общества как совокупности практического и духовного опы-та человека.
Социально-педагогическая направленность.
Данное направление деятельности реализуется в студии английского языка по программам «Веселый английский» и «Английский в подарок», а так-же в объединении «Молодой Уренгой» по программе «Шаг в будущее».
Английский язык продолжает занимать ведущее место по спросу на своеобразном «рынке знаний». В связи с этим ряд образовательных учрежде-ний, в том числе и учреждения ДОД, реализуют экспериментальную программу по обучению английскому языку детей раннего возраста. Это вызвано стремлением максимально использовать возможности возраста, наиболее благоприятного для овладения языком. Обучение иностранному языку вносит вклад в общее гуманитарное развитие личности: воспитывает в духе мира, доброжелательного отношения к другим народам и странам.
Среди множества нововведений, осуществляемых сегодня, одним из наиболее значимых, на наш взгляд, является разработка и реализация Програм-мы «Шаг в будущее», которая направлена на создание досугово- развивающих, педагогических и психологических условий для развития и поддержки со-циальных инициатив воспитанников подросткового возраста, активности воспитанников, поддержки, создания коллективов, объединений для реализации и самосовершенствования а также для взаимодействия воспитанников с другими образовательными учреждениями и формирования у воспитанников чувст-ва причастности к судьбе родного поселка, ответственности за его настоящее и будущее. Это должно стать важным фактором успешной социализации воспитанников в условиях современного российского общества, формирования у воспитанников активной жизненной позиции, патриотизма и гражданской культуры, личностного развития как активных участников общественной жизни поселка и страны в целом, сознательных граждан Российской Федерации.
Учебный план – нормативный документ, определяющий требования к организации образовательного процесса в МОУ ДОД УДДТ в соответствии с Уста-вом учреждения и Программой развития. Учебный план обсуждается на педагогическом совете и утверждается директором МОУ ДОД УДДТ.
Учебный план включает в себя сведения об образовательной деятельности учреждения:
- направления деятельности и образовательные предметы;
- продолжительность реализуемых образовательных программ;
- количество учебных групп;
- количество воспитанников в группах;
- количество учебных часов в год;
- количество учебных часов в неделю.
Учебный план направлен на решение следующих задач:
- предоставление воспитанникам возможности получения дополнительного образования и выбора объединения по интересам;
- развитие адаптивной среды;
- развитие познавательных интересов и личностного самоопределения воспитанников;
- осуществление индивидуального подхода к воспитанникам.
Учебный план регламентирует образовательный процесс МОУ ДОД УДДТ и расписание занятий.
Расписание занятий утверждается директором МОУ ДОД УДДТ и согласовывается с начальником территориального отдела Управления Роспотребнадзо-ра по ЯНАО в Пуровском районе.
Расписание занятий составляется с учетом:
- нормативных требований СанПиН и соотносится с учебным планом;
- целесообразности организации образовательно-воспитательного процесса;
- создания необходимых условий для воспитанников разных возрастных групп.
Расписание сбалансировано с точки зрения представленных в нем направлений деятельности, обеспечивающих смену характера деятельности воспитан-ников, посещающих несколько творческих объединений.
Учебный год в МОУ ДОД УДДТ начинается 1 сентября и заканчивается 30 мая. В течение учебного года учреждение осуществляет работу с детьми в ре-жиме семидневной рабочей недели.
Занятия проводятся в две смены:
1 смена – с 09 час. 00 мин. до 14 час. 00 мин.
2 смена – с 14 час. 00 мин. до 20 час. 00 мин.
Расписание предусматривает перерыв между занятиями 10 минут для отдыха детей и проветривания помещений.
Программно – методическое обеспечение позволяет в полном объеме реализовать учебный план. Каждый педагог работает в соответствии с утвержден-ным календарно-тематическим планом. В каждом направлении имеются специфические особенности, связанные с конкретным видом деятельности, кото-рые раскрыты в пояснительных записках к каждой образовательной программе.
- 1-й уровень «Общекультурный»
- предполагает развитие познавательных интересов детей, расширение кругозора, уровня информированности в определенной образовательной области, обогащение опыта общения, совместной образовательной деятельности.
- 2-й уровень «Углубленный»
- предполагает формирование теоретических знаний и практических навыков, раскрытие творческих способностей личности в избранной области дея-тельности.
- 3-й уровень «Предпрофильный»
- предусматривает достижение повышенного уровня образованности в избранной области, готовность к освоению программ специального (среднего, высшего) образования.
Использование современных образовательных технологий в образовательном процессе.
Использование в учебном процессе компьютерных программ по дизайну, ДПИ, пошиву одежды, графике, шахматам. Использование мультимедийного проектора, интерактивной доски. Проектная деятельность воспитанников ( индивидуальные и коллективные проекты). Публичная защита проектов.
Введение в программы дополнительного образования детей блоков предпрофильной подготовки по дизайну, кройки и шитью, слесарному и столярному делу, журналистике.
МОУ ДОД УДДТ работает над привитием навыков ЗОЖ учащимся, социальной адаптацией учащихся, воспитанием духовности, внедрением эле-ментов профильного обучения и информационных технологий в образовательный процесс, на принципах интеграции общего и дополнительного образо-вания, сетевого обеспечения учебно-воспитательного процесса по 5 направленностям в 17 творческих объединениях ( 58 учебных групп)
Учебный план определяет содержание образовательной программы, дает возможность определить направление в образовательной подготовке учащихся. Учебный план дает возможность сохранить преемственность между годами обучения, сохранить единое образовательное пространство.
Программы художественно-эстетической направленности проектируются для детей всех возрастных категорий: дошкольников, учащихся младшего, среднего и старшего школьного возраста. Программы ориентированы на развитие общей и эстетической культуры, художественных способно-стей и склонностей в избранных видах искусства. Все программы носят ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации.
Программы театрального творчества обеспечивают образовательный процесс в театральных студиях «Буратино» и «Театральный фургон» на базе УДДТ и ДОУ «Сказка». Программы органично соединяют в себе познавательную деятельность детей по овладению теорией, историей театра, навыками театрального исполнения с непосредственной творческой деятельностью, организуемой в репетиционном процессе, театральном показе.
Программы хореографического творчества обеспечивают образовательный процесс в хореографических студиях «Элегия» (на базе УДДТ) и «Ве-селинки» (на базе ДОУ «Солнышко»). В программах предусмотрены специальные развивающие занятия, необходимые для чувства ритма, творческого воображения. Они носят комплексный характер, включая в себя дисциплины, направленные на развитие пластической, музыкальной, сценической выра-зительности. Программы предусматривают овладение основами классической хореографии, народного танца, включают индивидуальную и коллективную работу с учащимися, реализуемую через постановочную, репетиционную деятельность, выступления.
Программы по изобразительному и декоративно-прикладному творчеству обеспечивают образовательный процесс в следующих студиях «Кол-лаж», «Золушка», «Золотые ручки». По сравнению с программами школьного образования по изобразительному искусству наши программы обеспечивают выбор направления художественно-изобразительной и художественно-прикладной деятельности детей, предоставляя возможность в более широком объ-еме освоить работу с самыми разнообразными художественными материалами и техниками.
Физкультурно-спортивная направленность представлена программами цирковой студии «Юные акробаты», а также программами «Мир шах-мат», «В стране шахматных чудес». Они разработаны с учетом опыта работы с юными спортсменами, тенденцией развития видов спорта, практических рекомендаций по возрастной физиологии, по теории и методике физической культуры, педагогике, психологии, гигиене.
По¬треб¬ность в за¬ня¬ти¬ях цир¬ко¬вым ис¬кус¬ст¬вом в ус¬ло¬ви¬ях уч¬ре¬ж¬де¬ния до¬пол¬ни¬тель¬но¬го об¬ра¬зо¬ва¬ния, вы¬зва¬на тем, что у де¬тей воз¬ни¬ка¬ет же¬ла¬ние из¬ба¬вит¬ся от мы¬шеч¬ных за¬жи¬мов, раз¬вить ко¬ор¬ди¬на¬цию дви¬же¬ний и пла¬сти¬ку те¬ла. Не¬уме¬ние дви¬гать¬ся вы¬зы¬ва¬ет у ре¬бён¬ка мно¬же¬ст¬во ком¬плек¬сов. Дан-ная про¬грам¬ма по¬мо¬жет вос¬пи¬тан¬ни¬кам из¬ба¬вит¬ся от ком¬плек¬сов, че¬рез гар¬мо¬нич¬ное ду¬хов¬ное, нрав¬ст¬вен¬ное и фи¬зи¬че¬ское раз¬ви¬тие.
Известно, что дополнительные занятия по шахматам положительно влияют на развитие таких психических процессов, как восприятие, воображение, память, мышление, внимание. В процессе обучения формируются такие ценные волевые качества, как целеустремленность, настойчивость, выдержка, усидчивость. Многие исследователи отмечают, что у детей, занимающихся шахматами, отмечается улучшение успеваемости по всем без исключения учебным предметам. Шахматы «дисциплинируют» ум ребенка.
Программы спортивной направленности предусматривают различные цели и задачи от общего оздоровления детей до получения спортивных ре-зультатов. В программном материале предусмотрены разделы: общей и специальной физической подготовки, психологической подготовки юных спорт-сменов, средства и формы обучения.
Научно-техническая направленность
В связи с повышением интереса молодежи к техническому творчеству и моделированию в образовательных учреждениях стали появляться секции, объединения и кружки, занимающиеся данным видом творчества. Опыт работы этих творческих объединений выявил необходимость создания образова-тельной программы по данной тематике, целью которой являлся бы переход от простого обучения «собиранию» моделей к комплексному воспитанию мо-лодежи.
Комплексность включает в себя элементы технической культуры, патриотического и гражданского воспитания молодежи.
Программа «Зодчий» создана на основе более чем пятилетнего опыта работы с детьми в области технического творчества и является оригинальной раз-работкой автора.
В современных условиях задача обучения техническому творчеству детей и подростков стоит особенно остро. Развить интерес к конструкторско-технологической деятельности в настоящее время возможно только путем вовлечения обучающихся в практическую работу, связанную с данной темати-кой. Не менее актуальной является проблема воспитания у детей и подростков активной жизненной позиции, чувства собственного достоинства, что сего-дня невозможно без активного и грамотного отношения к проблемным ситуациям, в частности, без умений и навыков технического и технологического изо-бретательства.
Развитие современной системы образования тесно связано с активным внедрением достижений информационных технологий в процесс обучения.
В настоящее время значительную роль в учреждениях дополнительного образования детей играет использование средств информационных тех-нологий, которые позволяют найти положительные решения в профессионально-мотивационной сфере учебного процесса.
Интерактивные технологии в учебном плане МОУ ДОД УДДТ представлены программами «Компьютерный дизайн», «3Dмоделирование»
«Флеш-анимация».
В условиях динамичного развития средств информационных технологий стоит задача привить навыки пользования такими средствами информа-ционных технологий, как технология обработки текстовых документов, графических, табличных и приемам работы с базами данных. И хотя информацион-ные технологии быстро изменяются: одни устаревают, не отвечают новым требованиям действительности, другие усовершенствуются, появляются абсо-лютно новые технологии, но важно привить учащимся культуру их использования в решении практических задач, общие принципы работы.
Эколого-биологическая направленность
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей. Целью программы «Экология и человек» является формирование у детей эмоционально- нравственной мотивации к сохра-нению своего здоровья и здоровья, окружающих на основе практической деятельности и комплекса знаний о взаимодействии человека и природной среды. При реализации программы используется здоровьесберегающие педагогические технологии, которые способствуют социальной и психологической адап-тации учащихся.
Цель экологического образования дошкольников по программе «Юный эколог» является становление у детей научно-познавательного, эмо-ционально-нравственного, практически-деятельностного отношения к окружающей среде и к своему здоровью. Очень важно учитывать при организации работы по экологическому образованию в детском саду региональный компонент (ближайшее природное окружение и экологическую ситуацию в регионе). При построении данной системы работы по экологическому образованию дошкольников учитывались следующие принципы:
- краеведение;
- научности и доступности понятия;
- диагностичности;
- природособразности.
Спортивно-техническая направленность представлена программой «Вираж», цель которой – популяризация занятий спортивно-техническим творчеством и техническими видами спорта, получение знаний о видах авто-мото-техники, их технического состояния и обслуживания, пропаганда здоро-вого образа жизни среди старшеклассников. Определение ценностных ориентаций личности и общества как совокупности практического и духовного опы-та человека.
Социально-педагогическая направленность.
Данное направление деятельности реализуется в студии английского языка по программам «Веселый английский» и «Английский в подарок», а так-же в объединении «Молодой Уренгой» по программе «Шаг в будущее».
Английский язык продолжает занимать ведущее место по спросу на своеобразном «рынке знаний». В связи с этим ряд образовательных учрежде-ний, в том числе и учреждения ДОД, реализуют экспериментальную программу по обучению английскому языку детей раннего возраста. Это вызвано стремлением максимально использовать возможности возраста, наиболее благоприятного для овладения языком. Обучение иностранному языку вносит вклад в общее гуманитарное развитие личности: воспитывает в духе мира, доброжелательного отношения к другим народам и странам.
Среди множества нововведений, осуществляемых сегодня, одним из наиболее значимых, на наш взгляд, является разработка и реализация Програм-мы «Шаг в будущее», которая направлена на создание досугово- развивающих, педагогических и психологических условий для развития и поддержки со-циальных инициатив воспитанников подросткового возраста, активности воспитанников, поддержки, создания коллективов, объединений для реализации и самосовершенствования а также для взаимодействия воспитанников с другими образовательными учреждениями и формирования у воспитанников чувст-ва причастности к судьбе родного поселка, ответственности за его настоящее и будущее. Это должно стать важным фактором успешной социализации воспитанников в условиях современного российского общества, формирования у воспитанников активной жизненной позиции, патриотизма и гражданской культуры, личностного развития как активных участников общественной жизни поселка и страны в целом, сознательных граждан Российской Федерации.
Учебный план на 2011-2012 учебный год.
Учебный план – нормативный документ, определяющий требования к организации образовательного процесса в МОУ ДОД УДДТ в соответствии с Уста-вом учреждения и Программой развития. Учебный план обсуждается на педагогическом совете и утверждается директором МОУ ДОД УДДТ.
Учебный план включает в себя сведения об образовательной деятельности учреждения:
- направления деятельности и образовательные предметы;
- продолжительность реализуемых образовательных программ;
- количество учебных групп;
- количество воспитанников в группах;
- количество учебных часов в год;
- количество учебных часов в неделю.
Учебный план направлен на решение следующих задач:
- предоставление воспитанникам возможности получения дополнительного образования и выбора объединения по интересам;
- развитие адаптивной среды;
- развитие познавательных интересов и личностного самоопределения воспитанников;
- осуществление индивидуального подхода к воспитанникам.
Учебный план регламентирует образовательный процесс МОУ ДОД УДДТ и расписание занятий.
Расписание занятий утверждается директором МОУ ДОД УДДТ и согласовывается с начальником территориального отдела Управления Роспотребнадзо-ра по ЯНАО в Пуровском районе.
Расписание занятий составляется с учетом:
- нормативных требований СанПиН и соотносится с учебным планом;
- целесообразности организации образовательно-воспитательного процесса;
- создания необходимых условий для воспитанников разных возрастных групп.
Расписание сбалансировано с точки зрения представленных в нем направлений деятельности, обеспечивающих смену характера деятельности воспитан-ников, посещающих несколько творческих объединений.
Учебный год в МОУ ДОД УДДТ начинается 1 сентября и заканчивается 30 мая. В течение учебного года учреждение осуществляет работу с детьми в ре-жиме семидневной рабочей недели.
Занятия проводятся в две смены:
1 смена – с 09 час. 00 мин. до 14 час. 00 мин.
2 смена – с 14 час. 00 мин. до 20 час. 00 мин.
Расписание предусматривает перерыв между занятиями 10 минут для отдыха детей и проветривания помещений.
Программно – методическое обеспечение позволяет в полном объеме реализовать учебный план. Каждый педагог работает в соответствии с утвержден-ным календарно-тематическим планом. В каждом направлении имеются специфические особенности, связанные с конкретным видом деятельности, кото-рые раскрыты в пояснительных записках к каждой образовательной программе.
Мониторинг результативности освоения программы.
Система педагогического мониторинга представляет собой совокупность методических и технических средств, процедур сбора, анализа и хранения ин-формации, обеспечивающих постоянное наблюдение за динамикой отношений главных субъектов образовательно-воспитательного процесса на основе результатов освоения образовательной программы и степени удовлетворения образовательных потребностей.
Целью мониторинга является создание необходимых условий для достижения современного качества дополнительного образования, совершенствования деятельности педагогического коллектива и повышения его профессионального мастерства.
Объекты мониторинга: Инструментарий педагогического мониторинга:
1.воспитанники; - диагностические карты;
2.педагоги; - тестирование;
3.родители; - открытые и контрольные занятия;
4.программно-методическое обеспечение; - зачет по контрольным нормативам;
5.материально-техническое обеспечение. - опрос;
- наблюдение;
- анкетирование;
- анализ результатов участия в выставках, фестивалях, конкурсах различных уровней.
Система педагогического мониторинга представляет собой совокупность методических и технических средств, процедур сбора, анализа и хранения ин-формации, обеспечивающих постоянное наблюдение за динамикой отношений главных субъектов образовательно-воспитательного процесса на основе результатов освоения образовательной программы и степени удовлетворения образовательных потребностей.
Целью мониторинга является создание необходимых условий для достижения современного качества дополнительного образования, совершенствования деятельности педагогического коллектива и повышения его профессионального мастерства.
Объекты мониторинга: Инструментарий педагогического мониторинга:
1.воспитанники; - диагностические карты;
2.педагоги; - тестирование;
3.родители; - открытые и контрольные занятия;
4.программно-методическое обеспечение; - зачет по контрольным нормативам;
5.материально-техническое обеспечение. - опрос;
- наблюдение;
- анкетирование;
- анализ результатов участия в выставках, фестивалях, конкурсах различных уровней.
Образовательная модель МОУ ДОД «Уренгойский Дом детского творчества»
по уровням обучения.
по уровням обучения.
Мероприятия по реализации мониторинга